Автовладельцы останутся без независимой оценки по ОСАГО…
Иски к страховщикам из-за несправедливой компенсации по автогражданке настолько масштабны, что на эти деньги можно было бы каждый год возводить по микрорайону для очередников.
Страховщики получили мощнейший инструмент для зачистки неугодных экспертов-оценщиков, помогающих гражданам добиться справедливой компенсации по ОСАГО. Межведомственная аттестационная комиссия при Минтрансе (МАК) России будет отзывать аттестаты у таких экспертов-техников при выявлении случаев завышенного расчёта ущерба по ОСАГО. Соответствующие положения содержатся в приказе Минтранса, с которым ознакомился Лайф. Причём чёрный список оценщиков будет составлять Союз страховщиков. Правозащитники убеждены, что таким образом страховое лобби пытается снизить судебные потери, которые составляют 10 млрд рублей в год.
— В приказе Минтранса отмечается, что МАК в настоящее время проводит аттестацию экспертов-техников, осуществляющих независимую экспертизу транспортных средств. Комиссия при Минтрансе получает полномочия лишать аттестации экспертов-техников в ОСАГО при нарушении требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы независимой технической экспертизы, — сообщили Лайфу в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Страховщики даже не пытаются скрыть, что лоббировали появление этого приказа.
— Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем. Теперь эксперты-техники, работающие в цепочке с автоюристами, которые пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта (по оценке убытков в договорах ОСАГО. — Прим. Лайфа) и проводят расчёты без использования Единой методики, будут лишаться аттестации, — заявил президент РСА Игорь Юргенс.
Приказ вступает в силу в конце этого декабря. Согласно документу, аннулировать аттестат оценщика МАК сможет уже после двух неправильно рассчитанных кейсов. При этом в качестве «камертона» будет выступать Единая методика оценки ущерба ОСАГО, которая акцептуется Центробанком, а готовится непосредственно самими же страховщиками. Оценщику достаточно будет завысить на 10% сумму возмещения для того, чтобы МАК посчитал это критичной ошибкой.
Сами эксперты-оценщики убеждены, что теперь граждане будут получать ещё меньше денег, потому что методика вообще не имеет ничего общего с реальностью.
— К сожалению, эта Единая методика отталкивается совершенно не от рыночных цен, её ставки ощутимо ниже. Всю эту методику инициировали страховые компании, поэтому не стоит удивляться, — объяснил эксперт-оценщик, пожелавший остаться неизвестным. — Но даже по этой методике есть смысл судиться, потому что при досудебной экспертизе у страховщиков в зависимости от компании доходит до того, что они занижают сумму компенсации на 60%.
Собеседник приводит реальный пример занижений по автогражданке: на пострадавший в ДТП седан Toyota Camry 2012 года на три кузовные детали под замену с работой страховщик начислил 8 тыс. руб. В современной рыночной реальности ремонт этого автомобиля составил около 80—100 тыс. руб., причём не у официального дилера марки.
Тем не менее россиян, желающих добиться справедливости в суде, довольно много. По оценкам РСА, только за прошлый год граждане отсудили у страховых дельцов около 10 млрд рублей. В РСА пообещали на основе жалоб членов союза вести реестр оценочных организаций, помогающих водителям добиться возмещения в суде.
— Готовы вести реестр этих жалоб, не исключено формирование чёрного списка нарушителей, — рассказал Юргенс.
Дальше жалобы будут отправлять в Минтранс для санкций. По состоянию на 2016 год, в России аттестованы проводить оценку повреждений автомобилей 6 тыс. экспертов-техников. Правозащитники убеждены, что страховщики снижают свои издержки.
— Это такая мера для убирания неугодных оценщиков, она поставит крест на институте независимых оценщиков ОСАГО и сделает единую методику оценки вообще некорректируемой. Получается, автовладельцы остаются беззащитными перед потенциальным произволом страховых. Абсурд ситуации ещё в том, что цены на нормо-часы и запчасти для Единой методики Центробанка дают сами страховщики. Понятно, что они чисто экономически заинтересованы их максимально занизить. Поэтому там и появились какие-то совершенно уникальные расценки на нормо-часы и детали. Причём почему-то обновляется эта методика всего лишь раз в полгода, хотя при нынешних средствах коммуникации ничего не мешает это делать ежемесячно, — объясняет президент ассоциации защиты страхователей «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.
— Страховой бизнес в России, заполучив обираловку в виде ОСАГО, уже давно выродился в какой-то нецивилизованный оброк. Главная цель страховщиков — как можно больше собрать, как можно меньше выплатить. Причём уже заранее определён процент, который они оставляют гражданам на увеличение их суммы оценки — не выше 10. Вскоре услуги оценщиков станут вовсе не нужны, если они будут полностью лояльны страховщикам. Сбывается голубая мечта этих «бизнесменов» — теперь человек не сможет взыскать реальную сумму ущерба, — резюмировал автомобильный адвокат Сергей Радько.
Ранее Лайф писал, что страховщики лоббируют увеличение стоимости ОСАГО для водителей, совершающих в год свыше четырёх дорожных правонарушений.
Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в ВКонтакте.
Иски к страховщикам из-за несправедливой компенсации по автогражданке настолько масштабны, что на эти деньги можно было бы каждый год возводить по микрорайону для очередников. Страховщики получили мощнейший инструмент для зачистки неугодных экспертов-оценщиков, помогающих гражданам добиться справедливой компенсации по ОСАГО. Межведомственная…