Итоговое сочинение 2018-2019 по литературе…
Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2018-2019 учебном году.
Направления итогового сочинения
- «Отцы и дети»,
- «Мечта и реальность»,
- «Месть и великодушие»,
- «Искусство и ремесло»,
- «Доброта и жестокость».
Напомним, сочинение нужно писать с опорой на прочитанные книги. Причём разрешается брать произведения не только из школьной программы. Можете подтвердить свою мысль цитатой из «Гарри Поттера» — пожалуйста!
Как проходит экзамен
Оценка ставится по системе зачет/незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.
Оценивается сочинение по пяти критериям:
- соответствие теме,
- аргументация и привлечение литературного материала,
- композиция,
- качество речи,
- грамотность.
На что обратить внимание
— Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, — говорят эксперты. — Иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое «бесчестье».
Всего в итоговом сочинении 2018-2019 надо написать 350 слов — эссе меньше 250 слов автоматом получают незачет, даже без проверки.
Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»,
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,
И.А. Гончаров «Обломов»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
Л.Н. Толстой«Война и мир»,
А. И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,
В.В. Быков «Сотников»,
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,
Л. Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,
К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».
Перлы
«Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно».
«Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды».
«Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой».
«Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» очень четко отразил это в герое Фамусове, который был очень жадный и поэтому покупал только уже умерших крепостных, потому что они значительно дешевле».
«Как например в произведении Булгакова «Мастери, Маргарита»».
«Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал».«Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе».
«Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на
Грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить».
«Когда Воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону. После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все. Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову».
Список литературы от ФИПИ для итогового сочинения
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. «Отцы и дети», Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», В. Шекспир «Король Лир».
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. «Гроза», А. П. Чехов. «Ионыч», Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой «Война и мир», А. Дюма «Граф Монте Кристо»
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Какие книги стоит перечитать: А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Какие книги стоит перечитать: А. И. Солженицын «Матренин двор», А. Ахматова «Реквием».
Примеры формулировок тем
- Когда разум может оказаться сильнее чувств?
- Достижима ли гармония чувства и разума?
- Можно ли выплёскивать чувства наружу?
- Всегда ли следует доверять доводам разума?
Тематическое направление «Честь и бесчестье»:
- Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
- Почему надо «беречь честь смолоду»?
- Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
- Кого можно назвать человеком чести?
Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Facebook.
Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2018-2019 учебном году. Направления итогового сочинения Писать итоговые сочинения по литературе выпускники школ будут 5 декабря этого года. Конкретные направления для каждого региона будут свои. А общие тематические направления для…