Меню

Как поселкам и городам Иркутской области выжить без денег?

Региональное правительство сокращает поддержку муниципалитетов

Хорошо ли мы живем? Спросите об этом жителя какого-нибудь поселка, в котором асфальтирована только центральная улица (по которой как раз проходит федеральная трасса), а остальные в лучшем случае засыпаны гравием. Спросите об этом жителя деревни, где единственный детский сад — он же начальная школа, а в среднюю школу детям нужно идти несколько километров или же ездить на одышливом, постоянно ломающемся «ПАЗике». 

Как поселкам и городам Иркутской области выжить без денег?

Спросите даже у главы какого-нибудь муниципального образования – от него, кстати, вы услышите много интересного. А будем жить еще хуже. Почему? Спасибо областному правительству, которое ради экономии бюджета сокращает финансовую поддержку муниципалитетов.

Из чего сделаны наши бюджеты?

В Иркутской области 467 муниципальных образований. Из них 33 муниципальных района, 10 городских округов, 62 городских поселения и 362 сельских поселения. Большинству из них не хватает денег на самое необходимое: ЖКХ, ремонт школ, детских садов и клубов, подготовку к зиме, зарплаты муниципальным служащим (это, на минуточку, не только администрация, но и воспитатели в детских садах, врачи и учителя). Тут не говорят об освещении улиц или асфальтировании дорог – быть бы живу. В ряде районов ситуация близка к катастрофической. И тут бы региону прийти на помощь – ан нет: политические амбиции дороже.

Для начала давайте рассмотрим, из чего же складываются бюджеты. Не зря нам твердят с плакатов, экранов ТВ и даже через Интернет: платите налоги, граждане! Именно налоги и акцизы наполняют бюджеты всех уровней – от федерального до местного. Больше всего налогов и акцизов идет в федеральный бюджет. Тут и НДС, и акцизы на бензин, алкоголь, табак и прочее, и часть НДФЛ, и налог на прибыль, и почти вся госпошлина, и налог на добычу полезных ископаемых… Много, в общем, всякого.

В региональный бюджет поступают налог на имущество организаций, транспортный налог (причем регионы имеют право как уменьшать действующую в Налоговом кодексе ставку транспортного налога, так и увеличивать ее до 10 раз). Также в региональный бюджет идут доходы от аренды принадлежащего региону имущества.

Местные бюджеты получают 100% налога на землю, 100% налога на имущество граждан, от 10 до 30% НДФЛ, торговый сбор. В зависимости от статуса муниципалитета в их бюджет может поступать часть госпошлины и единого сельхозналога, лицензирование и ЕНВД. Также муниципалитеты получают арендную плату от сдачи принадлежащего им имущества. Если в городах такого имущества много, то в селах и деревнях – почти нет.

На что тратятся деньги поселений?

Теперь посмотрим, на что эти средства тратятся. Нужно содержать собственные органы управления и собственное имущество, к которому относятся и дороги местного значения, и электроосвещение, школы-детсады-клубы. Нужно исполнять законы, поддерживать бюджетные учреждения и местное хозяйство. А еще нужно платить зарплату не только сотрудникам администрации, но и работникам образования и культуры, оказывать поддержку социально незащищенным группам граждан, среди которых инвалиды, сироты, пенсионеры, многодетные семьи и так далее. А еще надо за экологией следить (свалки убирать), противопожарную безопасность соблюдать и многое другое делать – только список обязанностей займет пару листов. На все это нужны деньги.

В идеале бюджет верхнего уровня должен оказывать поддержку бюджетам нижнего уровня. Так, деньги, собранные в федеральный бюджет, должны частично возвращаться в регионы, а региональный бюджет должен помогать бюджетам муниципалитетов, расположенных на территории региона. Но это – идеал.

В реальности для получения средств из верхнего бюджета нужно хорошенько попросить. Предъявить обоснования той или иной траты, на которую не хватает денег. Объяснить, почему именно не хватает денег. Рассказать, по каким причинам муниципалитет не может заработать на эту трату. И тогда, после рассмотрения заявки, из регионального бюджета выделят деньги. Или не выделят – в последнее время в Иркутской области такое происходит все чаще.

Так, в июне 2018 года 31 муниципальное образование Иркутской области написали коллективное письмо руководству Законодательного собрания региона с просьбой о помощи. Муниципалитеты пишут, что крайне нуждаются в деньгах из-за того, что правительство региона резко сократило поддержку этих территорий.

Бюджету Черемхово для выполнения всех обязательств в 2018 году необходимо еще 228 миллионов рублей. А получит город только 191 миллион рублей (в прошлом году ему было выделено 290 миллионов рублей только нецелевой помощи). В бюджете Усолья-Сибирского не хватит денег на выплату зарплаты на два месяца 2018 года. Для доставки самых необходимых товаров на Маму нужно более 5 миллионов рублей – а правительство выделило в качестве компенсации только 232 тысячи рублей. Что происходит? Денег не хватает в региональном бюджете? Отнюдь: по доходам в том же 2017 году бюджет Иркутской области был назван лучшим за последние годы. В 2018 году бюджет региона будет дефицитным (как всегда), но при принятии документа обещали, что межмуниципальная поддержка в нем будет сохранена на уровне 2017 года. Вот только выполнять это обещание власти, как видим, не торопятся. При этом «наверх» рапортуют о том, как хорошо нам становится жить день ото дня. Губернатор отчитывается о строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов образования и культуры – а муниципалитетам негде взять деньги на содержание этих объектов, коммунальные платежи, выплату зарплаты сотрудникам.

Страшная месть?

Руководители ряда муниципалитетов утверждают, что раньше за интересы территорий радела Ассоциация муниципальных образований (АМО). Она была создана 15 лет назад и включала в себя большинство городов и районов области: на начало 2017 года в нее входило 355 муниципальных образований Иркутской области. Мимо АМО не проходил ни один региональный законопроект – особенно проекты регионального бюджета. Власти Иркутской области прислушивались к мнению АМО, а сама Ассоциация была признана одной из лучших в стране.

Когда в Иркутской области обсуждали закон о передаче территориям 30% налога «по упрощенке», именно АМО дала положительный отзыв. Правительство региона выступало против принятия закона, но АМО и депутаты Заксобрания настояли на том, чтобы этот закон был принят. Именно АМО настаивала на увеличении средств, выделяемых на питание школьников из малообеспеченных семей.

А с 2016 года, когда в Иркутской области сменился губернатор и пришло новое правительство, стала развиваться практика наказания рублем тех территорий, руководство которых выказывает свою нелояльность губернским властям. Чаще всего наказанию подвергались муниципалитеты, активно участвующие в АМО. Чтобы не подставлять свои территории, некоторые мэры поспешили покинуть ряды Ассоциации. Первым стал мэр Бодайбо, потом – мэр Саянска (он не только ушел сам, но и «увел» еще 19 территорий, предоставив в АМО заявления о выходе от руководителей этих муниципалитетов). Сейчас у АМО намного меньше сил и возможностей, поскольку ее покинули 22 муниципалитета второго уровня из 42 (районы и городские округа). Причиной этого выходящие из АМО мэры районов назвали разрушение работы с исполнительными органами государственной власти и работу Ассоциации на удовлетворение политических амбиций руководства структуры (напомним, АМО возглавляет мэр Черемхово Вадим Семенов).

Чтобы их не заподозрили в дружбе с попавшим в опалу у областного руководства мэром Семеновым, руководители районов поспешили откреститься от АМО. И никто не вспомнил притчу про веник — точнее про то, что сильны мы только вместе, а сломать каждого поодиночке много сил не надо… Но это им не помогло. Проблемы своих территорий они теперь вынуждены решать сами. А правительство Иркутской области вовсю использует принцип «разделяй и властвуй». Разрозненными муниципалитетами проще управлять и заставлять их плясать под свою дудку, не считаясь с мнением жителей этих самых муниципалитетов.

Что делать будем?

Чтобы муниципалитету на все хватало денег, нужно либо больше зарабатывать, либо меньше тратить. Меньше тратить не получится: за неисполнение своих обязанностей власти муниципальных образований штрафуют, лишают дотаций и снижают финансирование из разного рода фондов. Остается больше зарабатывать, но тут возникает необходимость в принятии новых законов.

Так, в 2017 году ряд мэров из АМО пытались продвинуть законопроект о перераспределении налоговых поступлений. Получив в муниципальные бюджеты 30% от «упрощенки», они решили пойти дальше и заставить регион отдавать территориям 50% УСН. Также предполагалось выйти с инициативой увеличения доли НДФЛ, передаваемой в муниципальные образования. Обе инициативы не прошли – некоторые главы районов высказались против, считая, что перераспределение налоговых доходов пройдет «в пользу богатых» — то есть тем муниципальным образованиям, где и так большие доходы. Масла в огонь добавило правительство Иркутской области, которое сообщило, что в результате такого перераспределения областной бюджет недосчитается почти двух миллиардов рублей и будет вынужден на такую же сумму сократить расходы за счет межбюджетных трансфертов в дотационные районы области, которые не подпадают под действие нововведений.

Вообще идеальным было бы 100% зачисление НДФЛ в бюджет той территории, где проживает физическое лицо, которое платит налоги. Конечно, тут не обойтись без накладок: к примеру, много жителей Ангарска работают в Иркутске, много жителей Иркутского района также работают в Иркутске или в Шелехове, а НДФЛ сейчас платят предприятия, удерживая его из зарплаты сотрудника. Но это все – решаемые нюансы. Вот только решать их нужно сообща, противопоставляя силе региональных властей объединенную силу территорий. Иначе не получится…

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Одноклассниках.

Региональное правительство сокращает поддержку муниципалитетов Хорошо ли мы живем? Спросите об этом жителя какого-нибудь поселка, в котором асфальтирована только центральная улица (по которой как раз проходит федеральная трасса), а остальные в лучшем случае засыпаны гравием. Спросите об этом жителя деревни,…

Комментарии