Меню

Перспективы инклюзивного образования

Международный Форум «Пространство равных возможностей в XXI веке» НГТУ форум

фото http://www.nstu.ru НГТУ

Международный Форум «Пространство равных возможностей в XXI веке» завершил свою работу в посёлке Листвянка. Мероприятие было организовано Ресурсным учебно-методическим центром (РУМЦ) Новосибирского Технического университета. В роли соорганизатора выступил  ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Среди гостей и участников Форума были представители Министерства образования РФ, преподаватели и сотрудники различных вузов, общественные деятели и работодатели  42 организаций  России, Франции, Португалии, Италии и Казахстана.
В первый день Форума прошло ключевое мероприятие — заседание инклюзивного инженерного клуба «Современные ассистивные сервисы и технологии». С докладом по данной теме выступил доктор философии, профессор университета Париж 8 Жак Саго. Он презентовал программу обеспечения транскрипции Брайля для слепых людей. Не меньший интерес произвело выступление доктора наук, профессора из Института образования университета Лиссабона, Дэвида Родригеса на тему «Ресурсные центры Португалии». Активное обсуждение участников форума вызвал доклад ведущего специалиста по технологиям работы с инвалидами, профессора  французского университета Париж 8 Доминика Ашамбо «Доступная математика: информационные технологии обучения ЛОВЗ».
Учёные  из Италии Сильвио Паглиара из римского университета «Foro Italika» и Паскуале Молитерни из университета Неаполя познакомили присутствующих с моделью предоставления услуг «Итальянская сеть Центра вспомогательных технологий».
Каждый доклад перерастал в оживленную дискуссию, что, по словам профессора Саго, свидетельствует о глубокой заинтересованности участников Форума проблемами, затронутыми в докладах и понимании сути обсуждаемых вопросов.
Первый день работы Форума завершил доклад инженера Центра коллективного пользования РУМЦ НГТУ, заведующей лабораторией информационных технологий и реабилитации ИСТР НГТУ Аллы Бертик с презентацией курсов повышения квалификации «Технические средства ассистивного назначения», который заслужил высокую оценку иностранных коллег.
С работы международной научно-практической конференции «Инклюзивная культура в современном обществе» начался второй день работы форума.
С приветственным словом к собравшимся обратились советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства Образования и науки РФ Ольга Серебренникова, которая зачитала приветственное слово заместителя министра просвещения Российской федерации Татьяны Синюгиной и начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей Министерства образования Иркутской области Людмила Коршунова.
В секционном заседании были подняты актуальные вопросы инклюзивного образования высшей школы: от толерантности общества в отношении инвалидов и инклюзивной культуры общества, до узко практических, таких как, деятельность региональных ресурсных центров, создание доступной образовательной среды и организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в вузе.
Подводя итоги форума, проректор по учебной работе Байкальского государственного университета Любовь Волченко отметила, что перспективы развития инклюзивного образования заключаются в смене отношения людей с нормой здоровья к людям с ограниченными возможностями здоровья, в принятии того, что все люди должны иметь равные возможности в получении образования, в понимании проблем инклюзивного образования.
— В названии Форума «Пространство равных возможностей в XXI веке» заложен основополагающий принцип развития инклюзивного образования. Необходимо не со снисхождением и жалостью относится к инвалидам и людям с ОВЗ, а как к равным, в таком случае во многом можно избежать иждивенческие настроения. Одной из проблем развития инклюзивного образования в России является отсутствие определенного алгоритма и модели развития инклюзивного образования в ВУЗах. Отрадно, что на основе обобщенного опыта разных субъектов инклюзивного образования, можно создать такую модель. Огромную роль в развитии системы инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. Наиболее перспективным считаю обучение персонала учебных учреждений.  Необходимо развивать инклюзию с начальных ступеней образования (ДОУ), чем раньше ребенок с ОВЗ погружается в среду здоровых детей, тем лучше,– сказала директор Центра развития инклюзивного образования Байкальского государственного университета  Екатерина Зимина.
Третий день работы Форума был посвящен мастер-классам, на которых предлагалось обсудить особенности обучения и общения лиц с расстройствами аутистического спектра. Активная дискуссия, возникшая при решении предложенных ситуационных задач, свидетельствовала  об актуальности поднятой проблемы. Мастер-класс по «Основам коммуникации в условиях формирования образовательной и профессиональной траектории» собрал людей, интересующихся вопросами изучения и использования в образовательном процессе жестового языка.
Тематика третьего мастер-класса была определена так: «Организация адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях в условиях инклюзии». Ведущими на этом мастер-классе были  гости, учёные Италии. Четвертый мастер-класс «Изготовление сувенирной продукции в технике тестопластики как направление самозанятости лиц с нарушением зрения» провела преподаватель Центра реабилитации слепых Бийского отделения Всероссийского общества слепых Елена Астанина.
Своими впечатлениями о форуме поделился доктор наук, профессор из Римского университета «Foro Italio» Сильвио Паглиара: «Заметен  большой прогресс в развитии. Помню, когда мы только начинали говорить об инклюзии, на нас смотрели, будто мы с Марса. И я вижу, какие произошли изменения в понимании проблемы. Люди приехали не просто послушать, они активно участвуют в обсуждении».
Завершили работу Форума проектная сессия с участием работодателей и «Антиконференция». В режиме свободного общения коллеги имели возможность поделиться впечатлениями о работе Форума, обсудить вопросы, вызвавшие наибольший интерес, установить новые деловые контакты.
— Именно неформальное общение,  – говорит Доминик Ашамбо, профессор университета Париж 8,  – дает большие возможности для будущих совместных проектов.
— Наиболее интересными мероприятиями форума стали мастер-классы и дискуссии на темы состояния и развития инклюзивной среды в образовательных организациях РФ, а также сравнение зарубежных подходов к организации адаптированного образовательного процесса, — подытожила Любовь Волченко.

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Facebook.

фото http://www.nstu.ru НГТУ Международный Форум «Пространство равных возможностей в XXI веке» завершил свою работу в посёлке Листвянка. Мероприятие было организовано Ресурсным учебно-методическим центром (РУМЦ) Новосибирского Технического университета. В роли соорганизатора выступил  ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Среди гостей и участников Форума…

Комментарии