Меню

Какие существуют риски в случае внесения гражданином крупной суммы наличных на свой счет?

Наличка на счет

Есть ли с точки зрения налогового законодательства риски в случае внесения гражданином крупной суммы наличных на свой счет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Кредитная организация в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, может затребовать при открытии счета документы, подтверждающие источники происхождения и наличие у клиента денежных средств, и в случае их непредставления отказать в заключении договора.

Указанные документы могут быть затребованы и в периоде действия договора, заключенного с банком, с целью контроля за проведением клиентом операций.

С точки зрения налогового законодательства, в случае внесения гражданином крупной суммы наличных на свой счет рисков нет.

Обоснование позиции:

В силу ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

При этом законом или договором банковского счета могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.

Одним из законов, предусматривающих соответствующее право банка, является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе:

— организация и осуществление внутреннего контроля, под которым понимается деятельность кредитной организации по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

— запрет на информирование клиентов о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным Законом N 115-ФЗ (абзац 8 ст. 3абзацы 1-2, 4 ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Статьей 6 Закона N 115-ФЗ регламентировано, что обязательному контролю подлежат операции, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей, хотя банк может поставить под сомнение сделку и на меньшую сумму.

При приеме на обслуживание клиента банк обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств (подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).

При этом банк вправе самостоятельно принимать решение о квалификации операции клиента в качестве подозрительной операции (п. 5.2 положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П (далее — Положение N 375-П)).

К общим признакам, свидетельствующим о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в частности, отнесены:

— отказ клиента или его представителя в представлении запрошенных банком документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства;

— сложности, возникающие у банка при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в представлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить.

Таким образом, банк в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, может затребовать при открытии счета документы, подтверждающие источники происхождения и наличие у клиента денежных средств, и в случае их непредставления отказать в заключении договора.

Указанные документы могут быть затребованы не только при открытии вклада, но и в последующем, в периоде действия договора, заключенного с банком, с целью контроля за проведением клиентом операций (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, апелляционные определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 28.09.2018 по делу N 33-39352/2018, Кировского областного суда от 29.08.2017 по делу N 33-3276/2017).

Отметим при этом, что легализация (отмывание) денежных средств является основанием для привлечения гражданина к уголовной ответственности по ст. 174174.1 УК РФ, но только в том случае, если будет установлено, что имущество (в т.ч. и денежные средства) было приобретено преступным путем.

В периоде действия договора, заключенного с кредитной организацией, при выявлении сомнительной операции банк вправе ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства РФ, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п. 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)).

При этом исчерпывающего перечня операций, относимых банком к числу сомнительных, не существует. В Приложении к Положению N 375-П содержится только примерный классификатор признаков, указывающих на необычный характер сделки.

В случае несогласия с отказом в проведении банковской операции решение банка может быть обжаловано путем подачи соответствующего заявления в сам банк, специально созданную межведомственную комиссию Банка России в порядке, установленном указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.

С точки зрения налогового законодательства, в случае внесения гражданином крупной суммы наличных на свой счет рисков нет.

За банками закреплена обязанность сообщать в налоговые органы информацию об открытии (закрытии, изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1.1 ст. 86 НК РФ).

К таким счетам относятся счета, открываемые на основании договоров банковского вклада (депозита), банковского счета либо разновидности таких договоров.

Однако сумма вклада, вносимого физическим лицом, не входит в состав сведений, сообщаемых банком налоговому органу.

Не входит в функции налоговых органов и приостановление операций по текущим счетам, открываемым физическим лицам не с целью осуществления предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 08.04.2019 N 03-02-07/1/24565).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Одноклассниках.

Есть ли с точки зрения налогового законодательства риски в случае внесения гражданином крупной суммы наличных на свой счет? По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Кредитная организация в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в…

Комментарии