Меню

Крепостные Прибайкалья: чем может обернуться принятие нового закона о туристских территориях…

Законопроект, предложенный депутатами Госдумы, предполагает отъем земель ради светлого будущего

В России готовят к обсуждению новый закон, который оперирует понятием «туристская территория». Информация о нем уже пошла «в люди». И уже как будто бы эта инициатива принята скорее благосклонно – не вся целиком, с вероятными поправками Минприроды, ибо депутаты размахнулись широко, надеясь отчекрыжить в пользу туризма все, что заблагорассудится, включая особо охраняемые территории.

Законопроект, предложенный депутатами Госдумы, предполагает отъем земель ради светлого будущего

С ООПТ понятно, их, наверное, не бросят красной дорожкой под туристический кроссовок. А вот за неособые и неохраняемые территории становится страшновато – потому что там люди живут и права этих людей, как нам кажется, могут быть попраны. Для Приангарья этот законопроект может стать решающим – ведь в Иркутской области давно уже пытаются заточить под туризм практически все.

Туристические штаты России

Авторы закона «О туристских территориях и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» – группа депутатов под предводительством представителя ЛДПР Бориса Пайкина, председателя комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Многие подкованные в политической теме смеются: мол, мало ли что депутаты предлагают, это же дурдом и абсурд. Мы бы с радостью с ними согласились – если бы «дурдом» и «абсурд» с такой живостью, а кое-где и с пиететом, не обсуждался крупными российскими СМИ.

Предложенный закон в главном прав – пора начать развивать туризм цивилизованно, создав крупные территории с централизованным управлением. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. А кошмарных деталей в этом сыром проекте уже навалом. Можно схватиться за голову уже просто от того, что законодатель мыслит так, будто бы территории, охваченные законопроектом, пустынны, безлюдны. Будто бы на них никто не ведет деятельности в своих интересах, не работает, не живет, не растит детей.

Сегодня критика законопроекта – например, которая донеслась со стороны Минприроды РФ – сводится к тому, что нельзя с народным особо ценным достоянием обращаться, будто это твой огород: хочу – лук посажу, хочу – картошку, а хочу – бассейн выкопаю и буду желающих за деньги пускать. Главная видимая проблема его в том, что туристическое законодательство желает иметь приоритет над законодательством природоохранным. И земли в нацпарках в мечтах авторов закона смогут отчуждаться по простому «хочу». Так же, как и акватории водных объектов. Документация по туристической планировке является основанием для изменения правового режима земель особо охраняемых природных территорий или изменения границ ООПТ и т. п.

Но для Прибайкалья такая постановка вопроса просто немыслима: наиболее привлекательные туристические территории в Иркутской области – это как раз наиболее ценные и наиболее уязвимые, подверженные деградации земли, которые в реальности необходимо охранять с утроенным рвением: Ольхон, Тажеранские степи, вытоптанное «под ноль» маломорское побережье. Законопроект предполагает, что изъятые под туризм территории смогут легко застраиваться, минуя «формальности» типа проекта, перевода земель в другую категорию и т. п. Можно представить, что в реальности произойдет. А учитывая, что инвесторы «автоматом» получают право рубить на полученных территориях лес, картина воображается самая дикая. А уж если взять во внимание, что «водные объекты (части водных объектов), находящиеся в границах туристской территории, предоставляются на праве собственности или аренды без торгов», то тут уже впору кричать: «Караул! Спасите Байкал!»

ФОТО: КИРИЛЛ ШИПИЦИН

Минприроды РФ донесло свою точку зрения: они не поддерживают нормы, которые позволяют создавать туристские территории в границах особо охраняемых зон, и готовы вступиться за национальное достояние. Нормы, которые допускают произвольное изменение границ охраняемых территорий, предлагается убрать, а закрепить необходимость соблюдения профильного, охранного законодательства даже и в туристских территориях. Надеемся, что Минприроды сможет отмахаться от странных депутатских прожектов.

Кыш отсюда!

Но это только полбеды. Если за ООПТ кто-то вступится, то кто же будет защищать интересы граждан, проживающих на вожделенных землях? Страшно представить, какая начнется смута, если в туристскую территорию попадут земли по берегам Байкала.

Дело в том, что группа депутатов в этом законопроекте настаивает на приоритете государственного интереса над интересом рядового гражданина. Однако государственный интерес ими понимается как-то криво, потому что на туристские территории в итоге заходит частник, который получает право извлекать прибыль из туристской территории на условиях политики развязанных рук. Фактически эта территория будет государством в государстве, со своими законами, своими нормами и даже своим налогообложением.

Согласно фантазиям элдэпээровца Пайкина сотоварищи, инфраструктуру для частника построит государство – то есть мы с вами, налогоплательщики. Государство (то есть мы с вами, народ, налогоплательщики) возмещает некоему частнику возможные затраты по уплате таможенных пошлин, НДС, по кредитам до 100% от ставки рефинансирования и даже по техническому присоединению к сетям. Государство обеспечивает частнику особый режим налогообложения – всяческие послабления и льготы в ущерб наполнению бюджета. А что взамен? А взамен налогоплательщик получит шиш с маслом. А тот, кто живет на земле, присмотренной под туристскую территорию, вообще может идти лесом: речь в законе идет о принудительном изъятии участков у населения с невозможностью отсудить свои права. Житель байкальского побережья становится равен по статусу крепостному крестьянину. Для Иркутской области этот закон может стать костью в горле. Трудовой народ, проживающий на берегах Байкала, особенно национальное коренное бурятское меньшинство, если вдруг по недоразумению инициативу поддержат другие законодатели, может и на бунт решиться. А уж с подачи местного турбизнеса – особенно.

Законопроект подразумевает изъятие с предоставлением других участков и жилых помещений вне туристской зоны. Причем изъятие земельных участков допускается даже «при отсутствии утвержденного проекта планировки территории и межевания территории». А оспаривание гражданами в суде своих прав на участок, как мыслят законодатели, не исключает его изъятия – ну, мол, типа, вы судитесь, а мы все равно отберем. Для подкрепления этой нормы существует другая: отсудить право на землю нельзя, можно лишь претендовать на иную сумму компенсации. Причем в законопроекте формулировка еще интереснее: «Решение суда об изъятии земельных участков», недвижимости и об установлении сервитутов «подлежит немедленному исполнению и может быть оспорено только в части размера компенсации» за изъятые участки, объекты или платы за сервитут. Правильно ли мы понимаем, что «решение суда» заведомо будет в пользу государства – и депутаты не стесняются нам об этом сообщить?

Дальше больше. Управляющая компания, которая будет сторожевым псом интересов неких частников, и эти самые частники, которые намерены снимать сливки с туристских территорий, никоим образом не будут задействованы в судьбе выселяемых. Этим, как предполагают депутаты, займется орган местного самоуправления, на территории которого создается турзона особого режима. Нищее местное самоуправление должно подготовить маневренный фонд «для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками жилых помещений, изъятых для государственных нужд в связи с включением в границы туристской территории». Откуда у местного самоуправления маневренный фонд? Этот вопрос у фантазеров из Госдумы, видимо, не возник. А мы представили Байкальск, Листвянку, Еланцы и Хужир, главы поселений которых в панике рвут на себе волосы, соображая, где им взять маневренный фонд.

Ради кого стараемся?

Интересно, что резидентам туристской территории – то есть бизнесу, который сюда зайдет – депутаты хотят облегчить существование в максимальной степени. Похоже, они самолично готовы их из ложечки кормить. Ради кого стараются?

Включение лесных и земельных участков в границы населенных пунктов на «заповедной» территории будет проходить безо всяких публичных слушаний. Действительно, к чему публика, если речь о больших деньгах. Предполагается, что появится перечень подготовительных работ на туртерритории, которые могут выполняться «со дня направления проектной документации на экспертизу» без разработки документов по планировке территории и без градостроительного плана. Сносить объекты капитального строительства можно без всяких проектов сноса. Да и вообще, судя по документу, на этих территориях будет царствовать некий градостроительный хаос. Что за анархические порывы заставили депутатов такое придумать? Строить и эксплуатировать здания можно на сельхозземлях и землях лесного фонда без перевода их в другую категорию. Проектирование и строительство объектов инфраструктуры, в том числе линейных, возможны при отсутствии утвержденной документации по планировке территории. Проведение госэкспертизы по объектам на этой территории возможно и без документов о планировке территории и без правоустанавливающих документов на участки, без градостроительных планов на участки… И как будет называться эта туристская территория? Нахаловка?

Региональные и местные нормативы не подлежат применению на туристской территории, настаивают законотворцы. При этом после того, как у территории «строгого туризма» появится (может появиться – допускает проект закона) схема территориального планирования, генплан и правила землепользования и застройки, все прочие планы и схемы, принятые в этой местности (субъекте, поселении), аннулируются автоматически. Причем все новшества принимаются без каких-либо публичных слушаний и обсуждений. Действительно, что тут обсуждать? Даже местному самоуправлению и региональным властям тут обсуждать нечего – все планирование производится управляющей компанией. По предложению которой, кстати, Правительство РФ и будет принимать решения о границах туристской территории – на 70 лет.

А НЕ ЛИШИМСЯ ЛИ МЫ ПРАВА ПОЛЕЖАТЬ НА ЛЬДУ ОЗЕРА, ПОЛЮБОВАТЬСЯ ПУЗЫРЬКАМИ?.. ФОТО: КИРИЛЛ ШИПИЦИН

Здесь стоит задуматься о том, кого депутаты видят резидентами этих туристских территорий? Уж наверное, не ради мелкого местного турбизнеса стараются. Этот важный вопрос – вопрос о конечном выгодополучателе – сегодня остается открытым.

Зато понятно, кто будет стрелочником в случае чего, если законопроект таки протолкнут заинтересованные силы. Решение об изъятии земельных участков, объектов недвижимости и всего прочего, что может быть изъято, по замыслу депутатов, принимает правительство Российской Федерации. То есть кто будет виноват, если народ взбунтуется? Конечно, правительство. А за правительством – и президент. Именно на инициативу президента по развитию туризма и ссылается творческая группа в пояснительной записке к своему опусу: «Строительство и реконструкция гостиниц, другой туристической инфраструктуры будет служить импульсом к развитию целых туристических кластеров». Нам кажется, что группа законотворцев очень вольно трактовала этот посыл. И «новая» трактовка может стоить нам спокойствия и мира. Во всяком случае, на берегах Байкала.

Авторы: 

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Одноклассниках.

Законопроект, предложенный депутатами Госдумы, предполагает отъем земель ради светлого будущего В России готовят к обсуждению новый закон, который оперирует понятием «туристская территория». Информация о нем уже пошла «в люди». И уже как будто бы эта инициатива принята скорее благосклонно –…

Комментарии