Меню

Откуда берутся воспитатели-садисты…

Вместе с директором Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяной Волосовец в студии Радио «Комсомольская правда» мы разбирались, почему нет контроля над теми, кто приходит работать с малышами

Воспитатели часто срываются на детях из-за усталости и замотанности. Но разве это оправдание?Воспитатели часто срываются на детях из-за усталости и замотанности. Но разве это оправдание?Фото: Алексей ФОКИН

Предыстория

Дочь журналиста «КП» рассказала маме, что воспитательница в детсаду заклеивала ей рот скотчем (подробности). Когда мама попыталась разобраться, что же произошло, выяснилось: еще пять детей жаловались на садистские методы в этом садике. Но воспитатель и директор образовательного комплекса, вместо того чтобы извиниться, пошли в атаку. Написали на активную маму заявления в соцзащиту и прокуратуру. Усердно и по-хамски стали защищать честь мундира.

На эту публикацию пришли сотни откликов. Многие рассказывают о похожих случаях в детсадах. Выходит, туда опасно отдавать детей?

ПCИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫЕ ЛЕГКО ПОПАДАЮТ В ПРОФЕССИЮ

— Сейчас таких случаев единицы, — успокаивает Татьяна Волосовец. — У нас много отзывов от родителей, признающих: за последние 5 — 6 лет изменился стиль работы воспитателя. Но я бы хотела обратить внимание родителей: жуткие истории, как эта, с дочерью вашего журналиста, всплывают, когда дети жалуются. Но они жалуются не всегда.

— А потом всю жизнь мучаются страшными воспоминаниями…

— Психологи, работая со взрослыми, выясняют, что чаще всего психологическая травма происходит в детстве. Человек эту травму несет всю жизнь. За профнепригодность педагога, издевающегося над детьми, надо увольнять. А не спасать честь мундира.

— Ну да, а где найти на его место другого?

— В крупных городах зарплата воспитателя позволяет найти профессионала.

— При приеме на работу должна быть система, которая отсеивает воспитателей, способных на издевательства.

— Обязательно! Медицинское освидетельствование должно быть гораздо более серьезным, чем сейчас. Будущего педагога должен протестировать врач-психиатр. У нас есть такие специалисты. А вот системы недопущения к профдеятельности людей, у которых с психическим здоровьем беда, — нет.

«ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В САДИКЕ, — НЕСЛОЖНО»

— Родителям выяснить, что происходит в саду, несложно. Если ребенок с радостью бежит туда — значит все хорошо. А если плачет, упирается — что-то не так.

— Психосоматику никто не отменял. Если у ребенка каждое утро болит живот или голова, это не случайно. Ребенок боится сказать, что не хочет идти в детсад.

— Как быть, если издеваться над детьми начинает опытный учитель, ветеран педагогики? Устал он от работы на износ, перегорел… Это никакой психиатр, тестируя выпускника педвуза, не выявит.

— Да, усталость вызывает агрессивное поведение. Воспитатель работает в замкнутом пространстве. Группа — 50 квадратных метров. Я знаю случаи, где в группе 49 детей. Дышать нечем. Не то чтобы развитием заниматься — нужно успевать контролировать, чтобы дети не покалечили друг друга. Плюс вовремя отчет сдать, план написать… А еще родители недовольны: невкусный обед, ребенок ничего не ел. На прогулке забыли надеть варежку. И вот воспитатель идет домой, а там тоже не все хорошо. Воспитатель испытывает колоссальные стрессы. И срывается…

Цифра

Цифра

БЛАГОДАТНОЕ ВРЕМЯ — МЕЖДУ 3 И 7 ГОДАМИ

— В США прошло исследование о том, как уровни образования влияют на последующую успешность ребенка. Есть кривая Хэкмана, ее автор — нобелевский лауреат. Вывод: эффективность от дошкольного образования в 8 раз выше, чем от вузовского в расчете на один вложенный доллар.

— А что это за эффективность от образования?

— Занятия с детьми, прогулки на улице. В психологии есть понятие «возрастные периоды развития». Жизнь ребенка между кризисами в 3 и в 7 лет — самое благоприятное время для обучения. В это время ребенок максимально восприимчив ко всему новому. Все, что он взял от воспитателя, от родителей, будет иметь эффект в его взрослой жизни. Навыки целеустремленности, достижения цели, умение решать поставленную задачу, добросердечие закладываются именно в этом возрасте. Представьте, что ребенок в этом возрасте попадает в группу, где недобрый воспитатель, способный на дурной поступок…

Про самых маленьких

Про самых маленьких

ПО 2 МЕТРА НА РЕБЕНКА

— Есть ли нормы, определяющие, сколько детей должно быть в группе?

— В СанПиНах — санитарных правилах и нормах — обозначено количество квадратных метров на одного ребенка. Если ему до 3 лет, этих квадратных метров должно быть 2,5, если старше — тогда 2. ­СанПиНы требуют пересмотра. Предыдущие имели такое понятие: предельная наполняемость группы не больше 20 человек. Чем младше дети, тем цифра меньше. Это грамотная норма. Зря ее изъяли.

— Видимо, нужно было обеспечивать детей местами в садиках?

— Проблема во многом решена. Построено 1,4 миллиона новых мест. Так что хорошо бы предельную наполняемость групп вернуть.

— И найти деньги на зарплату для новых воспитателей.

— По данным Высшей школы экономики, недофинансирование дошкольных организаций — 30%. Это не только зарплата воспитателей и нянечек, это покупка оборудования — игрового, развивающего, покупка средств гигиены.

— Детсадами обеспечиваются дети от 3 лет. А как быть семьям, у кого дети младше, а возможности маме сидеть с ними дома нет?

— Знаете, и детей старше 3 лет пока не всех обеспечили садами. Очереди, конечно, меньше, чем раньше. Но даже если 500 детей на большой город остались без места — это нехорошо. Строить новые садики дорого. Больше 200 млрд. рублей ушло на постройку и оснащение новых зданий. А нужно еще педагогов готовить. Я считаю, что решение проблемы — открытие семейных групп и детсадов, частных садов при других образовательных организациях.

— В частных обычно нареканий на воспитателей нет.

— Там более серьезный фильтр для отбора кадров. Вроде бы спрос на такие садики колоссальный. Бизнес должен был бы сказать: раз есть спрос, будем открывать. Но только самые отважные это делают. Получение для них образовательной лицензии — очень тяжелая история.

Как правило, частные сады говорят так: мы не образовательная организация, лицензии у нас нет. Занимаемся лишь присмотром и уходом.

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Facebook.

Вместе с директором Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяной Волосовец в студии Радио «Комсомольская правда» мы разбирались, почему нет контроля над теми, кто приходит работать с малышами Воспитатели часто срываются на детях из-за усталости и замотанности….

Комментарии