Меню

Платный лед Байкала может оказаться разорительным для турбизнеса…

Нововведение ломает устоявшиеся схемы зимнего отдыха

С нового года туристы должны платить не только за посещение национального парка, но и за выход на лед. Фрагменты из мультфильма «Чиполлино», где власти вводят налоги на воздух и осадки, кажутся уже не такими смешными.

Платный лед Байкала может оказаться разорительным для турбизнеса

Фото: baikalika.ru

Руководство нацпарка «Заповедное Прибайкалье» заявило, что это позволит лучше обеспечить безопасность нахождения туристов на льду акватории Малого Моря, который с января 2020 года будут патрулировать не только сотрудники госинспекции по маломерным судам, но и инспекторы нацпарка. Проект платного льда на Байкале станет пилотным.

Желтый лед

Тысячи туристов со всего мира круглогодично едут на Байкал, чтобы насладиться его красотами. Летом, в разгар туристического сезона, работники национального парка увеличили плату за посещение севера Ольхона в шесть раз – несмотря на то, что туры продаются за несколько месяцев. О проблемах, с которыми столкнулся наш корреспондент в конце сентября, мы уже рассказывали.

Когда на прошлой неделе нацпарк объявил о том, что выход на лед теперь будет платным, это многим не понравилось. На Малом Море в начале декабря уже встал лед, и туристы устремились туда. Покататься на самом большом катке в мире – непередаваемое ощущение. Лед гладкий, словно стекло. Взяв лыжные палки, можно развить скорость больше 30 километров в час. После зимних штормов повсюду много наплесков, которые переливаются под лучами солнца. Правда, в конце сезона гроты играют совершенно другими оттенками желтых и коричневых цветов – туристы устраивают там туалеты, так как на всем протяжении экскурсионных маршрутов нет ни единой цивилизованной уборной, а те, что ставят экскурсоводы, нацпарк убирает. Аргумент один: не положено.

Гиды удивляются непоследовательности работников нацпарка. Точнее, непоследовательности политики, которую природоохранная организация проводит, пытаясь навести порядок в туристической отрасли на Байкале.

– Когда на Ольхоне делали тропу на Хобой, не поставили ни одной мусорки. В чем проблема? Трудно поставить контейнер? Я его готова сама сколотить. А проблема в том, что никто не будет вывозить мусор, хотя за посещение заповедных мест с туриста берут 300 рублей. Информационные щиты поставлены, но на них нет информации – доведите уже опцию до ума, ведь на нее потрачены большие деньги. Зимой возникает еще одна беда: все передвигаются по льду, но там нет ни одного туалета. Пока были туалеты, на льду было чисто. У туристов, поверьте, нет желания прятаться по нужде в пещерах. В середине марта заходишь в любой грот – и это туалет, это ужас, – возмущаются байкальские гиды. Они считают, что отсутствие инфраструктуры – главная беда.

Берегись автомобиля

– Нужно популяризировать зимний Байкал, у нас очень короткий летний туристический сезон. Появилась какая-то стабильность, а с ней и много запретов. В конце ноября, накануне зимнего сезона, мы узнали, что запрещено не только движение согласно нормам ГИМС, но и передвижение людей, которые, например, хотят взять воды из Байкала. По сути, лед становится недоступен для тех, кто много лет живет на берегу Байкала. Это касается и местных жителей, и туристического бизнеса. И очень сильно касается, – рассказывает Татьяна Постникова, гид по Байкалу.

Татьяна Постникова.

«Мы закладываем определенный маршрут, по которому туристы будут ходить. По льду они будут передвигаться не на машинах, а только на хивусе или трэколе», – прокомметировала ситуацию для СМИ специалист по туризму «Заповедного Прибайкалья» Ирина Волкова.

Но ведь продажа туров начинается за год, все планы на сезон расписаны – и вдруг те, кто водит группы по Байкалу, узнают о нововведении. Во-первых, это бьет по репутации региона, во-вторых, начинаются финансовые нестыковки. Люди едут на Байкал зимой, чтобы увидеть уникальный лёд и наплески – снег-то увидеть можно где угодно, и тут начинается проблема с транспортом, на автомобилях ведь ездить теперь нельзя. Найдется ли столько хивусов на Байкале, чтобы обеспечить ими весь турпоток?

– Все становится запрещено, это очень странно. И почему запрет не был введен заранее как предупредительная мера? Если бы сделали это за год, мы бы к этому адаптировались. Конечно, мы все за безопасность, никто не хочет рисковать ни туристами, ни собой, ни своей репутацией.

Гиды рассказывают, что платный лед станет медвежьей услугой для местного турбизнеса.

Мы прекрасно понимаем, что Байкал непредсказуем. Но у нас появились двойные стандарты, на Малом Море нельзя выходить на лед, а в другой части Байкала делайте что хотите.Татьяна Постникова считает, что запрет езды по Байкалу, безусловно, ударит по туризму. А вопрос контроля за исполнением нововведения и вовсе остается открытым: как можно проконтролировать такую огромную акваторию?

30 лет спустя

Посмотреть Байкал приезжают туристы со всего мира. Но по нему проходит всего одна официальная ледовая дорога. Двигаться можно только по ней, остальное передвижение опять вне закона.

– Развивайте инфраструктуру, ведь у вас есть поток туристов. И если будет развитие, то туристов будет больше. Логично? Вполне. А у нас все наоборот. Делается все, чтобы создать проблемы для развития туризма. Раньше нацпарк работал на земле, а с этого года начал бороться с нами еще и на воде и на льду. К нацпарку у нас много вопросов. Те деньги, которые мы им платим и которые, как предполагается, должны пойти на обустройство, на инфраструктуру, в итоге уходят на что-то другое – в инфраструктуре мы их, во всяком случае, не видим. Можно прикинуть сумму: в прошлом году было около 160 тысяч туристов, умножьте на 300 рублей, – возмущается Татьяна Постникова. 48 миллионов рублей, собранных с туристов, вполне могли бы обеспечить территории кое-какое благоустройство.

Все зимние нововведения вкупе с зачаточной инфраструктурой – «из разряда бреда», уверены гиды. Вероятно, такого мнения придерживаются и жители байкальских берегов. Они, говорят гиды, тоже оказались в западне. Не секрет, что на Ольхоне, посреди чистейшего озера на планете, нет водоснабжения. Чтобы пробурить скважину, нужно раскошелиться минимум на 300 тысяч рублей и собрать десятки разрешительных документов. На острове нет даже летнего водопровода, вода для поливки огородов берется местными жителями с водоколонки или из Байкала – они ездят за водой на машинах с прицепами. Выходит, теперь зимой воду для хозяйственных нужд из Байкала просто так не возьмешь?

Нацпарк сообщает, что жители Иркутского, Ольхонского и Слюдянского районов Иркутской области смогут проходить на территорию нацпарка бесплатно, но по особому пропуску. То же – для их родственников, членов семей, которые приезжают в гости.

В декабре в администрации Ольхонского района состоялось заседание Координационного совета по туризму и малому предпринимательству. Основным вопросом стали правила нахождения граждан на льду в границах Прибайкальского национального парка.

Представители «Заповедного Прибайкалья» проинформировали участников совета о том, что акватория пролива Малое Море является частью Прибайкальского национального парка, поэтому на льду и на воде действуют такие же правила пребывания для посетителей особо охраняемой природной территории, как и на суше.

— В 1989 году была утверждена схема территориального планирования Прибайкальского национального парка. Кроме участков суши в границы была включена акватория Малого Моря. На сегодняшний день это отражено в текстовом описании границ национального парка. Также данные границы подтверждает и карта Байкальской природной территории, датируемая 2006 годом. Согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях» с туристов взимают плату за посещение территории национальных парков, — объяснил позицию нацпарка заместитель директора по развитию «Заповедного Прибайкалья» Денис Банщиков.

Себе дороже

Тарифы на посещение акватории такие же, как и на посещение нацпарка – 50 рублей для жителей Иркутской области, 100 – для жителей других регионов и иностранцев. С жителей населенных пунктов, находящихся в границах Прибайкальского нацпарка, плата, как пояснили сотрудники нацпарка, не взимается.

Но почему тогда 30 лет плата за выход на лед не взималась, а сейчас вдруг решили брать деньги с туристов, не предоставив им при этом даже элементарных удобств? Этот вопрос волнует тех, кто связан с туристической отраслью.

Тем более, что получить разрешение (в офисе «Заповедного Прибайкалья» по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291б) – тоже непростая и непривычная задача. Нужно пройти настоящий квест и зарегистрироваться в МЧС (бесплатно). На сайте нацпарка эта процедура описывается так:

«В связи с вступлением в действие межведомственного приказа № 299 от 12.04.2019 правильный порядок получения разрешений следующий: планировать посещение необходимо с учетом метеоусловий, влияющих на пожарную ситуацию; зарегистрироваться в МЧС; запросить разрешение в «Заповедном Прибайкалье»; оплатить (для ряда вышеозначенных категорий разрешение бесплатное); получить разрешение в «Заповедном Прибайкалье». При достаточной оперативности (в стандартных ситуациях) вся процедура занимает 1-2 рабочих дня», – сообщается на сайте нацпарка. Там уверяют, что это быстро и, в общем, бесхлопотно. А как на самом деле? А на самом деле бывает по-разному.

– Я подал пакет заявок (январь-февраль-март). Вежливо отказали, пояснив, что заявка подаётся за неделю. А что делать, если я не смогу её подать за неделю, так как буду в туре и без связи? Что мешает выписать их заранее? – сетует Алексей Трофимов, путешественник и пейзажный фотограф.

Понятно, что некоторые люди будут рисковать, обходясь без пропусков – авось не поймают. Однако если вы собрались на Малое Море и не взяли такой пропуск, помните, что ответственность за нарушение установленного особого режима охраны территории составляет 3-4 тысячи рублей для физических лиц и 300-500 тысяч рублей – для юридических. Дороговато может обойтись беспропускной отдых на льду Байкала.

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в ВКонтакте.

Нововведение ломает устоявшиеся схемы зимнего отдыха С нового года туристы должны платить не только за посещение национального парка, но и за выход на лед. Фрагменты из мультфильма «Чиполлино», где власти вводят налоги на воздух и осадки, кажутся уже не такими…

Комментарии