Меню

Сны о социальной справедливости…

Сны о социальной справедливости

Вынужден, к своему глубокому сожалению, констатировать ряд реальных фактов, данных нам абсолютно в субъективных ощущениях.

Мы приходим или не приходим на выборы, веруя или не веруя в наличие на свете социальной справедливости. Мы всегда ожидаем законного наказания преступника или не менее законного оправдания подсудимого, которого мы лично считаем невиновным. Считаем, что кормить нашего ребёнка манной кашей в стограммовой пропорции школьной столовой за семьдесят целковых в месяц – директорский перебор. И по последнему примеру готовы идти до областной прокуратуры.

То есть уповаем.

Но не напоминает ли это упование некий сто пятнадцатый сон Веры Павловны в детективной фантазии господина Чернышевского?

 

Вера и термины

 

Вера в необходимость социальной справедливости для окружающего нас мира – это альфа и омега нашего общественного бытия. Это понятие в базе нашего национального менталитета. Даже при официальном отсутствии национальной идеи.

Но сначала договоримся о терминах. Само по себе слово «справедливость» подразумевает нравственный принцип человека, ведущего праведный образ жизни, живущего с правдой в душе и деятельности. «Социальная» — в переводе «общественная», то есть принятая большинством населения. По-современному, демократически ориентированными массами. Правда, это самое «большинство» на практике мало работает. Или только делает вид, что работает.

Мимикрия этого понятия в различных слоях населения и в устах разных политиков и бизнесменов переплёвывает хамелеоновскую. Ящерицы тут отдыхают. Часть рабочего народа считает, что больше прав тот, у кого больше денег и прав. Особые праведники исповедуют девиз Солженицына «Жить не по лжи». Но исповедовать лозунг – ещё не значит следовать ему. Есть и ещё одна часть современных эгоистов и эпикурейцев, которая желает жить на всю возможную катушку удовольствий, не заморачиваясь всякой там моралью.

И что же получается? «Нет правды на Земле, но нет её и выше!»? Бессмертный Пушкин из XIX века режет нам правду-матку в век XXI?

 

Социальные сети и география

 

Если мы слегка пройдёмся по мировой паутине, то натолкнёмся на несколько основных бытующих мнений. Одно из них: если нет социального равенства – нет, и не может быть социальной справедливости. Если сложить годовые зарплаты трёх зам. мэров главы АГО Сергея Петрова, получим сумму, в грубом подсчёте, чуть выше 7,300 миллионов рублей. Зарплата учителя в школе сравнима с доходом фасовщика в продуктовом магазине: до 240 тысяч в год. И это при том, что сеятель «разумного, доброго, вечного» пашет на полторы ставки. Иначе ему есть будет нечего. Он бы и на две ставки вкалывал, но тогда ему есть будет некогда.

Другие считают, что прежде всего необходимо равенство перед Законом. Но кем написан этот Закон? И кому он служит в первую очередь? И всякие там моральные ценности в системах юрисдикций ничего не стоят!

Третьи предлагают вообще забыть о моральных анахронизмах типа добра, чести, справедливости. В социальном плане – тем более. Иначе тебе остаётся только засунуть указательный палец себе в ноздрю и задуматься о судьбах окружающего тебя мира, как ископаемому неандертальцу. Плачевный итог твоего бытия предсказуем.

Последняя категория пользователей сетей предлагает считать соц. справедливость мифом, легендой, сказкой, пустой надеждой тупых оптимистов. «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждёт тебя успех!». Теория, известная со времён древнегреческих киников. Но цветёт в людском сознании до сих пор. Неувядаемо цветёт.

Географический же элемент понятия «социальной справедливости» прост, как абхазский мандарин. Тут первая опорная свая в том, что Москва и российская провинция – разные страны. С разными психологией жизни, возможностями и потребностями.

Вторая свая: возможностей у всех нас море, но попробуй ими воспользоваться на конкретном месте и в конкретной ситуации! Тот же малый бизнес где-нибудь в Китае, Италии или Дании даёт до 60-70% ВВП, а у нас он кошмарится чиновничеством по самое «не хочу». А как быть, если у вышеперечисленных стран у государственных органов до пятидесяти функций контроля, а в России – сто пятьдесят! Сегодня мелкого торговца штрафуют за неубранный снег на товарном дворе, а завтра – за неправильно убранный снег. Такова жизнь. Вернее, российская практика контроля.

А третья свая вбита аж паровым молотом! Сами потребности и даже представления о них географически разнятся, как пальма от ягеля. На Алтае и в Ангарске достойной зарплатой называют сумму в два раза меньшую, чем средняя зарплата в Москве. А москвичам для достойной, по их мнению, жизни требуется доход в три раза больше, чем средний получаемый по столице.

Откуда тут взяться упованию среднего гражданина, хотя бы на границе общей «гражданской» справедливости? Если только во сне? Отсюда: рост неверия в эту старославянскую ценность, равнодушие к деятельности властей, рост недоверия власти всех уровней и отторжение её как необходимого института общества.

Выходит, мы – сами по себе! Вертитесь там у себя в Москве, даже снимайте сливки с наших шахт и нефтепромыслов, но что случись – сможете ли вы рассчитывать на сибирские дивизии, как в 1941? Или тоже увидите их во сне?

Владимир Нестеров

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в ВКонтакте.

Вынужден, к своему глубокому сожалению, констатировать ряд реальных фактов, данных нам абсолютно в субъективных ощущениях. Мы приходим или не приходим на выборы, веруя или не веруя в наличие на свете социальной справедливости. Мы всегда ожидаем законного наказания преступника или не…

Комментарии