Меню

Торг не уместен…

В ходе расследования журналисты «Восточки» выявили признаки нарушения бюджетного законодательства при закупке диализного медоборудования

В течение последнего года наша газета не раз публиковала материалы, посвящённые проблемам развития гемодиализной помощи в регионе. На этот раз мы проанализировали сайт госзакупок, через который приобретается сложное и очень дорогое оборудование для новых гемодиализных отделений. Первое, что бросилось в глаза, – все госконтракты достались единственному, никому не известному поставщику. Информации о закупках аппаратов «Искусственная почка» для Ангарской больницы скорой медицинской помощи (БСМП) на сайте Федерального казначейства обнаружено не было. Выявленные факты заставляют задуматься о преднамеренных действиях должностных лиц, содержащих признаки коррупции.

Год назад «Восточка» впервые написала о том, что Ангарский негосударственный центр гемодиализа МУЗ ДО НИИ Клинической медицины выгоняют из помещения Ангарской городской больницы скорой медицинской помощи, через суд расторгая договор аренды. Вскоре стало известно: в БСМП открывается своё, государственное, диализное отделение.

Именно в этот момент ситуация стала напоминать поединок двух соперников, один из которых явно использует запрещённые приёмы. Впрочем, поговорим только о фактах.

Пропавшие «почки»

Отделение гемодиализа на базе БСМП было открыто в этом году. Согласно пресс-релизам регионального министерства здравоохранения, для него было закуплено минимум 8 аппаратов «Искусственная почка». Газета «Областная» 30 сентября 2019 года сообщила, что и в Зиме тоже открылось аналогичное отделение, рассчитанное на 11 точно таких же аппаратов.

Однако анализ сайта «Госзакупки» позволяет нам сделать парадоксальный вывод – Ангарская больница не приобретала ни одного аппарата через открытый конкурс. А вот Зиминская городская больница нынешним летом действительно купила два аппарата ARTIS с принадлежностями «Гамбро Даско С.п.а.» производства Италии по цене 2 582 968 рублей за штуку. Других аппаратов закуплено не было. В таком случае где остальные аппараты и на каком оборудовании работают диализные отделения в Зиме и Ангарске?

Этому странному факту можно дать несколько объяснений, но любое из них уязвимо с точки зрения закона. Например, «почки» куплены без конкурса, что является нарушением бюджетного законодательства. Можно допустить, что аппараты для БСМП закупило другое учреждение, но это будет нецелевым расходованием средств.

Наконец, можно предположить, что компания-производитель заключила с больницей лизинговый договор и передала аппараты практически в подарок, но с какими-то особыми условиями. Такая практика имеет место в системе здравоохранения, но она вызывает вопросы у надзорных органов.

Как правило, производитель передаёт аппараты бесплатно в надежде «отбить» затраты благодаря продаже расходных материалов к ним. Нетрудно догадаться, что к «дарёным» аппаратам подходят только сертифицированные расходные материалы единственного производителя. И стоят они дороже, чем аналоги на рынке. Насколько это выгодно для пациентов, вот в чём вопрос.

Судебная практика знает примеры реализации подобных схем в других регионах. Например, в 2013 году ФАС рассматривала дело о том, как Ивановской клинической областной больнице были пожертвованы «Искусственные почки» торговой марки Innova так называемой закрытой системы. Это значит, что для этих аппаратов подходит уникальный сертифицированный картридж кровопроводящих магистралей того же производителя. Общество, подарившее больнице аппараты, являлось эксклюзивным поставщиком картриджей на территорию РФ.

В итоге ФАС вынесла вердикт: «Признать актом недобросовестной конкуренции действия ООО «Гамбро Медикал», выраженные в пожертвовании, дарении или передаче в безвозмездное пользование государственным учреждениям здравоохранения медицинского оборудования для гемодиализа».

Самое интересное, что аппараты, закупленные Зиминской больницей, также относятся к «закрытым системам», к ним подходят уникальные картриджи одного производителя. Если в БСМП поставлены те же самые аппараты, возникают как минимум два вопроса. Каким образом они были закуплены, если БСМП не приобретала их через конкурс? Почему во всех государственных больницах используются аппараты одной марки, нет ли здесь признаков искусственного ограничения конкуренции и попытки монополизировать диализный рынок региона?

Эти вопросы самое время задать министерству здравоохранения именно сейчас. Ведь в 2020 году планируется открытие отделения гемодиализа в Осинской районной больнице, в Усть-Ордынской райбольнице, в Братской городской больнице № 5, а в 2021 году – в Медсанчасти ИАПО и Иркутской городской клинической больнице № 1.

Монополизация рынка всегда бьёт по потребителю, потому что ведёт к повышению цен и снижению конкуренции. Как известно, сегодня каждая процедура гемодиализа стоит областному бюджету 6398 рублей. Это тариф, утверждённый комиссией, в которую входят представители минздрава, ФОМС, главные врачи. Если себестоимость процедуры вырастет за счёт увеличения цены расходных материалов и больницы перестанут «укладываться» в тариф, заплатить за это придётся бюджету, то есть налогоплательщикам.

Кресла преткновения

Следующая большая статья расходов при оборудовании центров – кресла для гемодиализа. Казалось бы, это простая вещь. Однако с ними возникла масса сложностей. Например, БСМП пять раз пыталась оформить сделку через систему госзакупок – с конца августа и до начала декабря 2018 года. Только две последние попытки увенчались успехом.

В начале ноября был заключён договор на поставку 8 кресел чешского производителя BORCAD Medical a.s. Исходя из параметров кресла, речь шла о модели «Стандарт» PURA DIA-AX31. Стоимость такого кресла на открытой электронной площадке 270 тыс. руб. Однако БСМП каждое кресло обошлось в 307 тысяч рублей. Соответственно, общая цена контракта составила 2 456 340 рублей.

В декабре был разыгран новый конкурс, заключён контракт на покупку ещё 8 кресел того же производителя. На этот раз речь шла о модели «Комфорт». За комфорт приходится платить дороже. Так что одно кресло обошлось уже в 556 тысяч, цена контракта – 4 455 360 рублей. Согласно открытым источникам, максимальная стоимость этих же кресел на открытых торговых площадках в Интернете 393 тысячи рублей. Надо полагать, работая напрямую с производителями, можно сэкономить ещё больше.

Примечательно, что в июле этого года три диализных кресла того же чешского производителя стандартной комплектации для Зиминской городской больницы закупали уже по цене 267 тысяч рублей, общая стоимость контракта – 801 167 рублей. Затем ещё три штуки купили по 166 тысяч рублей. Откуда такая разница в цене, понять трудно.

Технические характеристики оборудования в контрактах прописаны до мельчайших подробностей. Не удивительно, что конкурс трижды срывался. Например, кресло за 307 тысяч должно выдерживать максимальный вес пациента 180 кг. Вроде бы всё в порядке, это нормальное и понятное требование. А в договоре на более дорогие кресла – за 556 тысяч – поставщик должен быть готов выполнить странное требование: «Максимальный вес пациента – не менее 200 кг». Понимайте эту фразу, как хотите.

 

Есть особые требования к обивке кресел. Например, в первом контракте БСМП сказано: толщина обивки для спинной секции кресла должна быть не менее 50 мм, для тазовой и нижней секций – не менее 80 мм, а подлокотника – не менее 40 мм. К более дорогим креслам более высокие требования: толщина обивки ножной и спинной секций – не менее 50 мм, тазовой – не менее 80 мм. Про подлокотники контракт умалчивает.

Наверное, толщина обивки – это очень важный параметр. Но в описании кресел, например на площадке https://eurosmed.ru/, продавец об этом умалчивает. Может быть, считает незначительным? Основное отличие модификации кресел «Стандарт» в том, что ножная секция соединена с сиденьем. У остальных моделей она регулируется независимо.

Знать бы прикуп

Удовлетворить все требования заказчика смог только один поставщик – ООО «Лабэко». Примечательно, что компания была зарегистрирована 8 августа 2018 года, то есть за две недели до проведения первого конкурса на поставку оборудования в БСМП. Учредителем общества является Лидия Храмовских, основной вид деятельности – поставка медицинского оборудования, место регистрации – квартира на улице Лермонтова в Иркутске.

По странному стечению обстоятельств всё оборудование для гемодиализа в БСМП, а также в Зиминскую городскую больницу поставляло именно ООО «Лабэко». Почти на все конкурсы эта фирма умудрялась подать единственную заявку, так что никто и не пытался сбить цену. Кажется, эта компания родилась под счастливой звездой. Едва появившись на свет, она стала постоянным поставщиком оборудования для государственных центров гемодиализа.

В предпринимательской среде такие фирмы пренебрежительно именуют «прокладками». Сами «прокладки» ничего не производят, зато «знают прикуп». Именно под них составляется особо заковыристая конкурсная документация, так что ни один другой поставщик не удовлетворяет её требованиям. «Прокладка» закупает товар у производителя подешевле, а продаёт его бюджетному учреждению подороже. Таким образом с госзаказов снимаются сливки и разливаются по частным стаканам. Впрочем, ничего такого о «Лабэко» мы сказать не хотим. Потому что это право принадлежит Федеральной антимонопольной службе и правоохранительным органам.

По любви – дороже

Только однажды «Лабэко» пришлось поторговаться. Поучаствовать в конкурсе на поставку системы водоподготовки в БСМП решила московская компания-производитель ООО «Стерипор» и сильно сбила цену. Если начальная стоимость контракта составляла 5 963 600 рублей, итоговая снизилась до 4 690 678 тысяч рублей.

Торги москвичи не выиграли и обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с жалобой на действия закупочной комиссии БСМП. Впрочем, жалоба осталась без удовлетворения. Соучредитель ООО «Стерипор» Николай Орлов отметил, что цена контракта была весьма привлекательной, поэтому терять его не хотелось.

– Обычно такие контракты не афишируют, найти их самостоятельно мы не можем, – добавил Орлов. – Поэтому мы сотрудничаем с компанией, которая специализируется на поиске профильных контрактов на «Госзакупках». Но если мы предложили меньшую цену, чем конкуренты, это не значит, что мы получим контракт. В нём могут быть прописаны мельчайшие характеристики, по которым мы не пройдём. Например, заказчик может в технических требованиях написать, что ему нужен жёлтый цвет корпуса, а у нас он синий.

Аналогичную систему водоподготовки ООО «Стерипор» поставило, например, в Улан-Удэ. По словам Николая Орлова, стоимость оборудования вместе с доставкой и монтажом составила около 4 млн рублей.

Для БСМП ООО «Лабэко» поставило установку для получения очищенной воды и воды для инъекций УВОИ-«М-Ф» производства российской компании «Медиана-Фильтр». Напомним, цена контракта составила 4 690 678 рублей.

А вот в больницу Зимы аналогичная система водоочистки была поставлена уже за 5 997 000 рублей. Нетрудно догадаться, что на этот конкурс была подана только одна заявка – от «Лабэко». Серьёзные отличия в технических характеристиках оборудования найти не удалось.

Мы попытались обратиться в компанию «Медиана-Фильтр», чтобы узнать, насколько цена производителя отличается от цены, которую в итоге выложили наши больницы. Однако это оказалось неожиданно сложной задачей. Компания отказалась отвечать на запросы СМИ, ссылаясь на коммерческую тайну, она не выставляет цены на свою продукцию на сайтах и тем более не отвечает на вопросы частных лиц.

Однако открытые данные о ценах на оборудование содержатся на электронных торговых площадках. Например, краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Дальнегорская центральная городская больница» разместило извещение о проведении электронного аукциона для закупки. Учреждение намерено приобрести диализные кресла с функцией облегчения вставания и присаживания и с электропитанием по цене 145 тысяч рублей за штуку (сравните с креслом для БСМП за 556 тысяч рублей). Систему водоподготовки для гемодиализа они намерены получить за 3 млн рублей, аппарат для приготовления диализного концентрата – за 460 тысяч рублей, аппарат «Искусственная почка» – за 1,2 млн рублей.

Стоит добавить, что в негосударственных диализных центрах Иркутской области системой водоподготовки от «Медиана-Фильтр» не пользуются, считая её недостаточно качественной.

В мутной воде

При внимательном анализе заключённых договоров на поставки оборудования для гемодиализа бросается в глаза ещё один факт: средства выделяются из самых разных источников. Прежде всего это означает, что их расходование труднее контролировать.

Например, в БСМП бюджетная субсидия в прошлом году составила 17 662 659,85 руб. Однако в ней не предусмотрены целевые средства на оборудование нового гемодиализного отделения. Первую партию кресел БСМП приобретала за счёт собственных доходов. Вторую – за счёт нормированного страхового запаса Территориального фонда ОМС. А вот систему водоподготовки – за счёт средств областного бюджета. К руководству больницы в связи с этим возникает ряд вопросов: насколько эти расходы являются целевыми и почему приобретение оборудования для отделения диализа осуществлялось за счёт других – не менее важных – статей бюджета, связанных с жизнеобеспечением больницы и выплатой заработной платы сотрудникам?

Для Зиминской больницы в 2019 году была выделена целевая субсидия на приобретение диализного оборудования. При этом в регионе не существует подпрограммы по развитию гемодиализной помощи, хотя разработана целая «дорожная карта» по развитию этого высокотехнологичного и капиталоёмкого направления. Более того, в программе развития здравоохранения на 2019–2024 годы ничего не говорится о таком направлении, как гемодиализ.

Из-за этого трудно понять, по каким статьям выделяются деньги на каждое конкретное мероприятие, следовательно, трудно и контролировать их расходование. Поскольку в бюджете нет соответствующей статьи расходов, мы даже не можем говорить о том, что депутаты одобрили закупку оборудования – и вообще открытие центров. Мы декларируем, что бюджет региона строится по программному принципу. На самом же деле получается, что это не совсем так. Раз нет программы, следовательно, затруднительно измерить эффективность работы и проследить, как тратятся средства на её исполнение.

Кстати, очень хороший опыт по организации работы с госзакупками накоплен в Брянской области. Только благодаря контролю за проведением торгов там за 28 млн рублей приобрели не 15 аппаратов для гемодиализа производства «Фрезениус Медикал Кэа», как планировали изначально, а целых 35. Сэкономить удалось благодаря тому, что закупку проводили напрямую у поставщика под контролем администрации региона. На сайте правительства Брянской области 4 декабря 2017 года сообщалось: «Стоимость одного аппарата составила всего 612,5 тысячи рублей. Такие же аппараты в Татарстане для ГАУЗ «Сабинской ЦРБ» в мае 2017 года были приобретены по цене 3,2 млн рублей, в Санкт-Петербурге в феврале 2017 года для ФГБУ «Гематологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации – по цене 3,4 млн рублей, а самая низкая цена торгов сложилась в Москве в декабре 2016 года – за один аппарат ГКУ города Москвы «Агентство по закупкам Департамента здравоохранения города Москвы» заплатило по 2,1 млн рублей».

Очевидно, что в рамках журналистского расследования невозможно дать ответы на вопросы, поставленные в данной публикации. Поэтому мы намерены обратиться в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой проверить факты, выявленные во время подготовки текста. В частности, хотелось бы получить ответ на вопрос, каким образом единственным поставщиком гемодиализного оборудования в две больницы стало ООО «Лабэко»? Каким образом была проведена закупка «Искусственных почек» для БСМП и Зиминской больницы? Почему так сильно отличается цена установки для очистки воды для этих больниц и не является ли она завышенной?

Редакция благодарит кандидата экономических наук, доцента кафедры стратегического и финансового менеджмента БМБШ ИГУ, генерального директора НПЦ ГОСУЧЁТ Романа Ерженина за консультацию и помощь при подготовке материала к печати

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Facebook.

В ходе расследования журналисты «Восточки» выявили признаки нарушения бюджетного законодательства при закупке диализного медоборудования Автор: Елена ТРИФОНОВА В течение последнего года наша газета не раз публиковала материалы, посвящённые проблемам развития гемодиализной помощи в регионе. На этот раз мы проанализировали сайт госзакупок,…

Комментарии