Меню

В Госдуме ломают копья о Байкал: на федеральном уровне обсуждают изменения в закон об охране озера…

На весенней сессии Госдумы РФ планируется рассмотреть изменения в закон «Об охране озера Байкал». Но еще до этого документ вызвал многочисленные споры, в частности, дебаты развернулись на парламентских слушаниях.

В них приняла участие делегация от Иркутской области, в которую входили депутат Государственной Думы, председатель Межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен, депутат Государственной Думы Мария Василькова, заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Читоркин, министр природных ресурсов и экологии Светлана Трофимова, мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев, представитель Общественной палаты Приангарья юрист Юлия Саенко. Они поддержали идею принятия предложенных корректировок.

На слушаниях против принятия документа выступили председатель Всероссийского общества охраны природы (ВООП), первый заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды ГД РФ, посол доброй воли ООН Вячеслав Фетисов, председатель научного совета по лесу Российской академии наук, член-корреспондент РАН Наталья Лукина, один из создателей Российского центра защиты леса, доцент кафедры воспроизводства, охраны и защиты лесов Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Алексей Бобринский и другие специалисты.

Фото с сайта Госдумы

Рубить или не рубить?

Законопроект предполагает, в частности, отменить запрет на сплошные санитарные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Также предполагается отмена запрета перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законопроектом устанавливается возможность предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков в границах населенных пунктов, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также в границах особых экономических зон.

Как отметил в своем комментарии Телеинформу вице-президент Всероссийского общества охраны природы по развитию Алексей Ретеюм, изначально принятым в 1999 году законом «Об охране озера Байкал» предусматриваются, в частности, критически важные меры и запреты для обеспечения сохранности озера и прилегающих к нему природных ландшафтов, имеющих не только исключительную важность для сохранения биоразнообразия этого уникального природного комплекса, но и исключительную эстетическую ценность.

– Суть их состоит в следующем: в настоящее время законодательство безоговорочно и без каких-либо исключений, прямо запрещает сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также перевод земель, занятых лесами (такие земли, в соответствии с действующим законодательством, относят к землям Лесного фонда) в земли других категорий, кроме перевода этих занятых лесами земель в земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В предлагаемом же законопроекте эти запреты планируется отменить. Даже без учета катастрофических последствий такого снятия запретов, вышеназванные предложения прямо противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, а именно пункту 4 статьи 27, в котором прямо запрещается оборотоспособность (приватизация, купля-продажа, перевод из одного статуса в другой) земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектов, включенных в список всемирного наследия – а Байкальская природная территория как раз является таким объектом, имеющим в этой системе свой номер – 754 – и других объектов природного и культурного наследия, – добавил он.

Свою позицию по поводу необходимости принятия поправок, касающихся отмены запрета на санитарные рубки, Телеинформу пояснила выступавшая на слушаниях от имени Общественной палаты Иркутской области Юлия Саенко. Она считает, что снятие запрета на сплошные рубки необходимо для: санитарной безопасности в лесах, обеспечения селебезопасности в районе бывшего БЦБК, организации противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов.

– Критикуя вопросы санитарных рубок в лесах, некоторые «экологи» намеренно умалчивают о важных положениях закона, – добавила она. – Как следствие, комментарии к их публикациям обрастают негативом, основанным на выводах о дальнейшей продаже лесов, с указанием на то, что якобы для этого и принимают поправки. Но надо учитывать ряд важных моментов.

Во-первых, в проекте закона предусмотрен запрет на заготовку древесины, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд. То есть коммерческая составляющая от продажи лесов полностью исключена.

Во-вторых, никуда не делись такие запреты федерального законодательства, как запрет вырубки лесных насаждений в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, а также ограничения использования лесов в водоохранной зоне.

В-третьих, рассуждая о санитарных рубках, псевдо-экологи умалчивают об объективном ухудшении санитарного состояния лесов. При этом сегодня масштабы этого явления имеют фатальные последствия для уникальной экологической системы Байкала. В границах Центральной экологической зоны БПТ поражены сотни тысяч гектаров. Проблемы распространения бактериальной водянки, уссурийского полиграфа очевидны не только для местных жителей, но и для приезжих туристов. По мнению ученых, уже в ближайшие пять лет отсутствие решения проблем леса может привести к массовому усыханию поврежденных лесов. Однако экологи-скандалисты считают, что в этот процесс вмешиваться нельзя и «тайга срегулирует себя сама». Такой подход ставит под угрозу само существование лесов как экосистемы.

«Способность кедра, а вскоре и пихты, к естественному лесовозобновлению радикально снизилась, и через десятилетие темнохвойные леса почти со стопроцентной вероятностью начнут заменяться малоценными березово-осиновыми древостоями», – сказано в материале, подготовленном на основе Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, исследований СИФИБР СО РАН. При этом не все природные процессы, даже если они носят естественный характер, одинаково полезны для человека. Примером этому служат сукцессионные процессы в лесах, способные негативно повлиять на экосистемы озер.

В то же время Алексей Ретеюм пояснил позицию решительных противников внесения таких поправок:

– Отмена запрета на сплошные рубки означает фактическую возможность их проводить, в то время как невозможно переоценить водоохранную роль лесов, окружающих Байкал, их исключительное значение в поддержании биоразнообразия региона, их климаторегулирующее воздействие, их значение для предотвращения эрозии почв, наконец, их высочайшую эстетическую ценность. Последствия сплошных рубок даже сгоревших лесов: неизбежный заезд тяжелой техники, ведущий к эрозии почвы, возникновение дорог на территории лесных массивов, уничтожение остатков лесной подстилки, уничтожение сохранившихся в результате пожара растений и животных, а также препятствие к естественному восстановлению лесов вследствие повреждения и уничтожения естественного подроста. На основании такой оценки губительных последствий для экосистемы Байкала выдающиеся представители академического сообщества, Всероссийского общества охраны природы и других научных и общественных экологических организаций в процессе обсуждения заняли резко негативную позицию по отношению к предлагаемому законопроекту.

«Список Шиндлера» или «пятизвездочные отели»

Относительно других пунктов законопроекта также мнения разошлись. Алексей Ретеюм, как и многие другие экологи, уверен, что такой подход неприемлем:

– Во время слушаний чиновниками, выступавшими за принятие соответствующего законопроекта, были продемонстрированы как шокирующие кадры «дикого» (неорганизованного) туризма на берегах озера, так и не менее шокирующие кадры проектов застройки берегов озера «пятизвездочными» отелями. Безусловно, нынешняя ситуация с «диким» туризмом наносит очевидный ущерб прибрежным экосистемам Байкала, но также очевидно, что в настоящее время вопрос его регулирования должен полностью находиться в пределах юрисдикции Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры и полиции. Позицию противников законопроекта на парламентских слушаниях поддержал представитель Генеральной прокуратуры РФ, который сообщил, что на Байкальской природной территории только за последний год были зафиксированы многие тысячи случаев нарушения природоохранного законодательства. Авторами же законопроекта предлагается законодательно закрепить послабления в этой области, что обязательно приведет к еще большему росту числа экологический правонарушений и, очевидно, к невозможности обеспечения сохранности уникальной природы Байкала.

По словам президента России Владимира Путина, вопросы экологии являются для страны приоритетом, несмотря ни на какие события и обстоятельства. В то же время, вопреки обозначенному главой государства курсу, группа законодателей вместо предложения новых, современных и более совершенных мер по защите озера Байкал, предлагают диаметрально противоположное.

Возвращаясь к теме застройки берегов Байкала и возможности перевода земель из земель Лесного фонда в другие категории, запрещенного действующим законодательством, необходимо сказать, что юридически это приведет к утрате Байкальской природной территорией статуса объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, что неизбежно приведет к непоправимому ущербу репутации России.

А самое главное и самое страшное – вопреки тому, о чем мы так часто говорим и пишем, если мы не помешаем принятию вышеназванного «варварского» законопроекта, мы лишим наших детей, внуков и отдаленных потомков возможности любоваться первозданной красотой, нетронутой природой, разнообразным и богатым животным и растительным миром озера Байкал и Байкальской природной территории.

Между тем, Юлия Саенко настаивает на том, что возможность перевода земель из одной категории в другую в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории позволит: обеспечить организацию и создание мест погребения в связи с исчерпанием возможностей действующих кладбищ в населенных пунктах; модернизировать автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита и А-333 Култук – Монды – граница с Монголией, решить вопрос со строительством дороги на острове Ольхон; развить потенциал особых экономических зон «Байкальская гавань» в республике Бурятия и «Ворота Байкала» в Иркутской области, что даст мощный экономический толчок регионам; исполнить поручение президента РФ Владимира Путина об обеспечении установления границ населенных пунктов и лесных поселков, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в пределах фактически занятой ими территории, что невозможно без проведения процедуры перевода земель из одной категорию в другую.

– Можно сравнить ситуацию с изъятием земель у местных жителей и многолетними нападками на них со стороны некоторых экологов, обвиняющих их во всех экологических проблемах, с сюжетом фильма «Список Шиндлера». Сегодня жители Прибайкальских территорий, по сути, объявлены, как в этом фильме, основанном на реальных событиях, вне закона, объявлены паразитами. И сейчас их пытаются уничтожить и выжить с родной земли. Есть реальные цифры об изъятии земель и потерях в сельскохозяйственном производстве, без которого сельские жители могут лишиться последних возможностей для заработка, – добавила она.

Юрист также отметила, что к минусам законопроекта относятся предложения его авторов разрешить предоставление земли в частную собственность в населенных пунктах Центральной экологической зоны БПТ:

– Это предложение не актуально, так как в законодательстве нет запрета на подобное предоставление и нелогично разрешать то, что не запрещено. Действительные проблемы частной собственности связаны с запретом на предоставление земель в границах объекта Всемирного природного наследия, а также с пересечением огромных массивов земель с границами национального парка. Для решения проблем легализации частной собственностью следует вносить изменения именно в эти режимы. Проект закона не решает вопросы тех граждан, которые стали жертвами «Байкальской правовой аномалии», так как не имеет обратной силы. Другими словами, его действие будет распространяться только на новых собственников. По аналогии с законом о «лесной амнистии» необходимо сначала восстановить справедливость в отношении местного населения, которое незаконно обидели, а уже после думать о тех, кто только планирует приобрести землю на Байкале. Для «вновь прибывающих» целесообразно оставить аренду как более контролируемый вид землевладения.

В поисках решения

Ряд организаций дали негативные отзывы на законопроект.

– В предлагаемом законопроекте создается цепочка разрешительной деятельности «перевод земель в иные категории – разрешение собственности и застройки территорий – сокращение площадей лесного фонда», не имеющей критериев ограничения и которая явно не соответствует использованию земель с целью сохранения озера Байкал. Уверенно можно говорить, что предлагаемые изменения и дополнения приведут к увеличению антропогенной нагрузки на водосборный бассейн озера Байкал и само озеро, – говорится в отзыве на документ Лимнологического института СО РАН.

В рекомендациях, принятых по итогам обсуждения законопроекта на заседании подкомитета по охране озера Байкал комитета Государственной Думы по экологии, говорится:

– Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на комплексное решение накопившихся проблем и вопросов, касающихся экологической безопасности и социально-экономического развития БПТ, в связи с чем предлагается внесение ряда изменений в законодательство Российской Федерации. Однако предложенные в новой редакции от 14.02.2023 законопроекта механизмы достижения цели и задач комплексного решения накопившихся проблем без дополнительных компенсационных и гарантийных требований вызывают обеспокоенность ввиду потенциальной угрозы экосистеме Байкала, противоречат принципам его охраны, а также нивелируют необходимость наличия самого специального Закона об охране озера Байкал.

По итогам слушаний дан ряд рекомендаций, которые предлагается учесть при доработке закона.

– Внесение изменений в закон необходимо как для коренных жителей байкальского побережья, так и для экологии. Однако при этом стоит учесть подготовленные Общественной палатой Иркутской области, правительством республики Бурятия и другими органами конструктивные замечания, направленными на сохранение и безопасность Байкала, – считает Юлия Саенко.

– С учетом того, что затронутая проблема касается всех граждан нашей страны, все вопросы, связанные с государственной политикой в области охраны и использования Байкальской природной территории, должны обсуждаться обязательно с привлечением специалистов самого высокого уровня в области экологии и охраны окружающей среды, зоологов, ботаников, экологов, специалистов по лесам, почвоведов, специалистов в области лимнологии – науки об озерах. В настоящей редакции законопроект категорически неприемлем и должен быть полностью отклонен, так как предлагаемые в нем изменения создают очевидную и прямую угрозу величайшему природному сокровищу России, – заявил Алексей Ретеюм.

Следить за новостями проще — Присоединяйся к нам в Одноклассниках.

На весенней сессии Госдумы РФ планируется рассмотреть изменения в закон «Об охране озера Байкал». Но еще до этого документ вызвал многочисленные споры, в частности, дебаты развернулись на парламентских слушаниях. В них приняла участие делегация от Иркутской области, в которую входили депутат Государственной Думы,…

Комментарии